О пользе детского труда или чего мы лишены в городе?

Главная / ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ / ДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ / О ДЕТЯХ / О пользе детского труда или чего мы лишены в городе?

Вполне возможно, что не все люди согласятся со мной, ратуя за комфортность развитой цивилизации и новейшие технологии, но позвольте вам рассказать небольшой эпизод из моей семейной жизни.

Моему сыну 13 лет. Я предоставляю ему максимальную степень свободы в рамка «не навреди себе сам». Например, месяц, как он живёт один в квартире, сам решает все школьные вопросы, в состоянии распорядиться деньгами, что-то приготовить поесть, постирать, теоретически даже погладить. Конечно, для подстраховки есть бабушка и дедушка, живущие неподалёку. Если полгода назад при таком же эксперименте он выл «мама, приезжай скорее домой», то сейчас сказал: «А мне понравилось, можешь ещё задержаться».  Конечно же подросток ещё не в состоянии нести полную ответственность за себя. И сам по себе он этому не научится. Нужен полигон, на котором теория параллельно закрепляется практикой. Для «воспитания» ребёнка я использую малейшую жизненную ситуацию, а так же создаю их сама. Идеальным местом для этого процесса стало родовое поместье или в просторечье «жизнь в деревне». Особенно с моей креативной и неуёмной фантазией.

К примеру, было у нас одно местечко, заросшее кустами. В принципе они никому не мешали. Но ведь можно сделать лучше! Плюс в процессе проработать некоторые качества характера ребёнка. На выходные я предложила сыну приехать ко мне в деревню отдохнуть и поработать. Бабушка и дед оборвали мне телефон, пытаясь запретить «дёргать больного ребёнка, у него ещё кашель после вируса и насморк, он устал от школы, ему жизненно необходим отдых». Но я упорно настояла на своей позиции «вот на природе и свежем воздухе как раз отдохнёт и переключится от школы, заодно подлечится». Сыну было предоставлено свободное решение ехать или нет.  На автобусе, самостоятельно. Он колебался до последнего дня, но в конечном итоге решил ехать. Ура! Первый барьер лени был пройден!

В нашем распоряжении было двое суток. Я не садист, конечно же предложила сыну часть времени по-тусить с деревенскими друзьями, а в остальное заняться зачисткой кустов. Когда я показала объём работы, первая реакция была — это невозможно сделать за 2 дня! Хорошо, сделаем, сколько сможем, у нас нет ограничений по объёму работ. Это один из моих приёмов в общении с ребёнком. Я всегда учу его делить на части то, что кажется невыполнимым, и делать одну часть за другой постепенно. И второй нюанс — не ставить временные ограничения. Потому что, как только есть рамки сроков, значит сразу появится стресс, что не успеваем, и работа уже не будет в радость.

IMG_4506

Начинаем зачистку кустов.

Изюминкой процесса был новый приобретённый инструмент сучкорез, плавно и легко резавший довольно толстые стволы кустарника. Любому мальчишке будет интересно попробовать свои силы с инструментом. Правда инициатива стала затухать прямо пропорционально физическим усилиям рук и усталости. Сын стал пытаться соскочить с работы, в конечном итоге отпросился пойти с другом на соседний хутор поиграть. Я разрешила, но с условием, что по возвращении он стащит на костёр все к тому времени вырезанные мной  ветки. По возвращении, уставший от беготни сын, конечно же не справился со всем объёмом веток. Следующий нюанс — не загонять ребёнка в жёсткие рамки требований (иначе он будет чувствовать себя беспомощным и соответственно просить её у взрослых), а всегда давать ему возможность самостоятельно доделать другим путём. «Мама, я сегодня очень устал!» «Я верю, доделаешь эту работу завтра с утра сам.» Уже стало темнеть, мы поужинали, весело пообщавшись за столом, и устроили вечерний кинозал.

На следующее утро, пока я возилась с завтраком, мой сын сам пошёл и доделал всю свою работу. После завтрака и общения я тоже подключилась, и мы вместе сложили огромный костёр.

IMG_4527

Работа была действительно утомительная, мышцы рук потом болели при нагрузке несколько дней, я не знаю, сколько раз мы нагибались и сколько километров отбегали за 2 дня, пока таскали ветки. Однако, сын продышался от постоянного физического движения, кашель и школьные стрессы улетучились. Смена впечатлений тоже сделала своё дело. Несмотря на то, что ребёнку ещё предстояло 1,5 часа ехать на автобусе обратно в город, а мне сжечь огромный костёр из сырых веток, у обоих настроение было прекрасное.

Panorama08

Это же место после зачистки. Основная работа закончена.

А теперь о самом главном! Я пару раз обратила внимание сына на то, как изменилось место, над которым мы поработали, стало уютным и красивым. В первый раз он пропустил моё замечание мимо ушей. Но во второй присмотрелся внимательнее и стал рассуждать, как мы тут следующим летом установим прыгунок в пруд, где можно ещё что-то сделать, как лучше гамак повесить. У ребёнка появился интерес! Он стал воспринимать проделанную работу не как исполнитель маминых прихотей, а как со-творец пространства. А значит, вся проделанная работа приобрела некую ценность в его глазах и принесла удовольствие от полученного результата. Это и была моя конечная цель «воспитательной работы».

Таким образом сын научился:

  • Делать большой объём работы, путём распределения её на посильные части. Ведь за эти 2 дня мы сделали больше, чем я рассчитывала!
  • Держать данное обещание. Если сказал, что завтра с утра доделает, значит действительно, без напоминаний пойдёт и доделает.
  • Убедился, что может физически сделать гораздо больше, чем он думал до сих пор о своих возможностях. Заодно подкачал мышцы.
  • Прочувствовал, что такое работать в одной связке с надёжным и понимающим партнёром. Я рада была оказаться этим партнёром.
  • Научился воспринимать и создавать эстетику пространства.

Возможно, для взрослого это событие покажется простым и обыденным. Но поверьте, для подростка это новый жизненный опыт. Вспомните, много ли вы умели в 13 лет? Я почувствовала, как изменились вибрации моего сына после этих двух дней. Он стал увереннее в себе, как бы чуточку взрослее.

А теперь ответьте на вопрос: где в городе вы сможете найти подобный полигон для воспитания своих детей?

Panorama09

 Травка причёсана, земля выровнена.

И теперь это место выглядит вот так! Детскими и женскими руками.

Panorama07

  • http://vk.com/id224878511 Тамара Ермакова

    Тэа, вы полностью оправдываете звание Мастера преображения, и не только сознания!

    • https://plus.google.com/102051312277931875702 TEĀ MĪRA

      Благодарю за приятный отзыв!

  • http://vk.com/id174629841 Светлана Фролова

    БЛАГОДАРЮ ВАС, ТЭА! ЭТО ОЧЕНЬ ЦЕННЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РЕБЕНКА!